Как понять и научить ребенка

Александр Пыжьянов, Надежда Керимова
Одна из главных задач тренера, работающего в программе «tennis 10s», - создание среды, в которой дети могут комфортно развиваться, а родители могут быть уверены, что их детям хорошо в программе, что, в конечном счете, нацелено на формирование мотивации и ребенка, и родителя для долгосрочного пребывания в теннисе.
Мы сможем выполнить эту задачу, если будем понимать потребности ребенка и родителя и сможем их удовлетворить.
В этой статье мы оставим за рамками потребности родителей (это отдельная тема) и уделим особое внимание созданию комфортной среды при обучении теннису юных спортсменов, исходя при этом из основных положений программы «tennis 10s».
Ребенок нуждается в том, чтобы:
- быть активным,
- учиться тому, что интересно,
- быть с друзьями,
- быть с людьми, которые заботятся,
- создавать что-то, 
- полностью участвовать в процессе,
- видеть свои успехи.
Очевидно, что маленькие дети обучаются намного быстрее, если оказываются в окружении, которое соответствует их возможностям и потребностям. Позитивная среда не только мотивирует детей учиться, но и формирует желание приходить тренироваться еще и еще, а создание такой среды невозможно без овладения искусством общения с детьми.
Общие принципы коммуникации
Дети не хотят стоять в стороне и ожидать, когда их пригласят тренеры. Это неестественно для ребенка, который еще думает, что он – центр вселенной, поэтому позволить детям непрерывно участвовать в процессе и чаще менять виды активности – хороший способ сделать так, чтобы игрокам было интересно и весело в течение всей тренировки.
Кроме того, дети хотят добиваться прогресса и весело проводить время с позитивно настроенным тренером. Показывайте, что ваши уроки и вам приносят удовольствие. Улыбайтесь. Дети понимают только контрасты, следовательно, если вы не улыбаетесь, то в их понимании вы огорчены, расстроены, недовольны.
Кроме того,
  • 1. Используйте лексику конкретной возрастной группы;
  • 2. Будьте на одном уровне с детьми (в буквальном смысле: если дети маленькие, то присядьте, чтобы ваши головы оказались примерно на одной высоте);
  • 3. Обеспечивайте обратную связь;
  • 4. Будьте кратки (на объяснение задания не более 20-30 секунд);
  • 5. Повторяйте ключевые фразы;
  • 6. Говорите то, что надо делать, а не то, что не надо.
Как помочь ребенку разобраться в своих чувствах
Ежедневно на каждой тренировке тренер сталкивается с эмоциональной реакцией десятка разных детей на различные ситуации, и справиться с этим потоком достаточно сложно. Среди детских эмоций – гнев (на себя, товарища по команде, соперника), непонимание, отсутствие интереса, обида, разочарование, страх (проиграть или сделать что-то неправильно), и все эти чувства тренеру нужно учесть, правильно организовать и направить в русло обучения теннису.
Как это сделать?
Самый простой, но в тоже время неочевидный ответ – признать чувства ребенка, вместо того, чтобы отрицать их. Дело в том, что дети не могут сосредоточиться, когда они расстроены, а это значит, что если мы хотим, чтобы они справлялись с заданием, то нам нужно уважать их эмоции.
Итак, вместо того, чтобы заставлять, упрекать или приказывать, можно поступить следующим образом:
  1. внимательно выслушать, если ребенок хочет рассказать о своих чувствах, или самим назвать его чувства;
  2. разделить его чувства, подтвердив тем самым его право на эти эмоции, используя слова или звуки «Да», «М-м-м», «Понимаю, как тебе… (обидно, больно и т.п.)», «Представляю, как ты…(зол, расстроен и т.п.).» ;
  3. показать, что вам понятны желания ребенка;
  4. не спрашивать, не обвинять, не советовать.
Последнее замечание особенно важно. Ребенок, который уже испытывает негативные эмоции, не будет воспринимать советы или анализировать причины происшедшего. Напротив, вопрос «Почему?» в отношении эмоций только осложнит дело: в дополнение к первоначальной проблеме мы заставляем ребенка придумывать разумное объяснение его поведению, тогда как дети очень часто не знают, почему они чувствуют именно так.
Детям необязательно, чтобы мы соглашались с их чувствами. Признайте их право на собственные эмоции, этого будет достаточно.
Как правильно хвалить
Будучи взрослыми, мы наверняка не раз замечали, что далеко не всякая похвала положительно действует на ребенка. Более того, иногда слова «Отлично», «Молодец», «Ты прекрасно со всем справляешься» и т.п., произнесенные с целью подбодрить ребенка, имеют прямо противоположный результат. Ребенок расстраивается еще больше и замыкается в себе, твердя «Нет, у меня ничего не получается», или даже намеренно начинает действовать хуже, чтобы доказать, что он не соответствует определению «Молодец».
Почему так происходит?
Дело в том, что дети не любят похвалы, связанные с однозначными оценками «Хорошо», «Прекрасно», «Отлично», в особенности, если эти похвалы гипертрофированны или выражены общими словами. «Полезная похвала» состоит из двух частей: взрослый с уважением описывает то, что видит или чувствует; ребенок, услышав описанное, способен сам себя похвалить. Поэтому вместо оценки или общих слов можно поступить следующим образом:
  1. описать, что вы видите (конкретные детали), и что чувствуете (свои эмоции от увиденного);
  2. подытожить похвальное поведение ребенка, называя то качество, которое требует похвалы – внимательность, терпение и т.д.;
  3. дать возможность ребенку самому отметить то, что он сделал хорошо.
Использование описательной похвалы на тренировках важно, потому что она не заставляет ребенка зависеть от чужого одобрения (сегодня тренер может сказать «Хорошо», а завтра «Никуда не годится»), а вместо этого помогает ему осознать свои способности и достижения, на которые он сможет опереться в будущем.
Альтернатива наказанию
Среди множества ситуаций, возникающих на корте, трудно избежать моментов, когда тренер вынужден бороться с нарушениями дисциплины – недопустимым поведением одного или нескольких детей, которые мешают остальным. Однако от наказания в его обычном варианте (например, удаления с тренировки) мало пользы: наказывая ребенка, мы лишаем его возможности осознать свое плохое поведение и не устраняем желание вести себя неправильно в будущем.
В своей практике мы пробовали различные варианты, в том числе использовали элементы игры, чтобы смягчить ситуацию наказания, но при этом освободить других детей от мешающего им ребенка. Это и выделение недалеко от остальных игроков специальной зоны (коврики / скамейки), которая называлась по ситуации – «Пляж», «Полянка» и т.п., куда отправлялся провинившийся; и использование разноцветных прищепок, которые предупреждали детей о том, что стоит последить за своим поведением. Тем не менее, ни один из этих способов не являлся идеальным, поскольку лишь на короткое время мотивировал детей вести себя нужным образом.
Дети намного легче воспринимают информацию, а не обвинение: когда детям описывают проблему, они сами (или с помощью взрослых) готовы исправить ситуацию, возникшую по их вине. Поэтому вместо наказания можно поступить следующим образом:
  1. резко выразить свои чувства от конкретной ситуации («Мне не нравится, когда…») без личных выпадов и отсылок к прошлому поведению;
  2. показать, что вам понятны чувства ребенка;
  3. указать способ правильного поведения;
  4. дать информацию – объяснить, как можно исправить ситуацию (загладить вину);
  5. попробовать найти компромиссные решения проблемы.
Развитие у ребенка чувства ответственности, ощущения, что совершенный проступок он сам может исправить, стимулирует ребенка следить за своим поведением в будущем.
Как поощрить самостоятельность
В воспитании юных игроков одним из важных вопросов является следующий: как стимулировать ребенка не бояться выполнять новые задания, учиться новым элементам и принимать самостоятельные решения. По умолчанию большинство детей стремится к тому, что уже знакомо и привычно, поэтому новые упражнения (в особенности сложные) могут пугать.
Самое неэффективная фраза в этой ситуации – «Попробуй, это же так просто». Потому что если ребенок преуспевает в чем-то «простом», он понимает, что не достиг ничего особенного, зато, если терпит неудачу – он терпит неудачу в «легком» и чувствует себя неудачником. Напротив, когда мы говорим «Это довольно сложно», юный игрок ставит перед собой совершенно другие цели, и если он справляется с заданием, то чувствует себя героем.
Как помочь ребенку не бояться нового и научиться принимать решения?
  1. предоставлять простой выбор (только два варианта – или то, или это);
  2. показывать уважение к усилиям (к мнению) ребенка;
  3. не ограждать от трудностей: стремясь уберечь ребенка от разочарования в собственных силах, мы иногда лишаем его шанса попробовать и найти решение;
  4. не спешить с ответами (дать детям самим найти решение).
Используя эти же приемы, тренер может стимулировать игрока рассуждать и высказывать свое мнение в ответ на слова тренера. Такая обратная связь очень важна в системе «tennis 10s», поскольку мотивирует юных теннисистов не просто исполнять задания, а понимать, для чего они нужны, и самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, что в конечном свете способствует формированию самостоятельного игрового мышления.
В заключение можно сказать, что создание позитивной среды обучения 10s – достаточно обширная и очень важная тема, и вопросы непосредственного общения тренера с детьми, которых мы постарались коснуться, нельзя недооценивать, какими бы простыми и очевидными они ни казались. Недостаточное внимание тренера к вопросам установления правильного контакта с детьми, а также работы с их чувствами и эмоциями, может привести к отсутствию взаимопонимания и, в конце концов, к неэффективному обучению, каким бы профессионалом-теннисистом ни был тренер.
Опубликовано в журнале «Junior Tennis» №9 (59) за ноябрь 2016 года.