Баланс, координация, подвижность

Александр Пыжьянов, Надежда Керимова

Несмотря на мировое признание и очевидные достоинства программы «Tennis 10s», ее внедрение оказывается не таким простым делом для принятой в России системы подготовки теннисистов. Если в техническое обеспечение программы (инвентарь, оборудование) активно включились производители с мировыми брендами, чем сняли многие проблемы, то организационно-методическая сторона программы, требующая серьезных изменений в подходе к организации обучения, тренировок и соревновательной деятельности юных теннисистов, по-прежнему остается недостаточно обеспеченной. Вопросы методического характера, как правило, ложатся на плечи отдельных клубов, а то и просто тренеров, порождая порой совершенно разные взгляды на программу и ее внедрение. В такой ситуации роль отдельных семинаров и публикаций является очень важной.

К основным фундаментальным навыкам, которые предстоит освоить и развить ребенку на старте обучения, относятся, в первую очередь, физические навыки: баланс, координация, подвижность (скорость, ловкость).
Навыки, конечно, не развиваются в изоляции – они часто развиваются совместно, однако все же баланс является важнейшим и его развитие влияет на успешность освоения других навыков - без баланса затруднительно выполнение любых движений.
Развитие баланса
Баланс мы можем определить, как способность контролировать тело в различных положениях, удерживая на месте или в движении.
Когда вы сбалансированы, ваши действия на корте выглядят легко, вы без усилий генерируете мощность. Следует помнить, что секрет мощности заключается в балансе, а не в силе. Истинная эффективность требует сбалансированности. Может оказаться неважным, как быстро ты добрался до мяча, если ты не сбалансирован на контакт с мячом. Очень сложно быть эффективным игроком без баланса.
Тренировка баланса имеет более объемлющий характер, чем тренировка ног. Баланс необходим как в статике, так и в движении. Он включает в себя:

- основы управления центром тяжести,

- центрирование веса на более широком основании,

- хорошую центровку тела,

- отличную осанку,

- эффективное использование недоминантной руки,

- устойчивое положение головы,

- синхронизацию ног, рук и глаз.
Все эти элементы сливаются вместе, чтобы создать механизм идеального равновесия и ритмичности. Любое неисполнение перечисленных принципов может легко повлечь нарушение баланса.
Балансу, как навыку, обучают от статики к динамике. Простой пример: стоять на одной ноге (статика), прыгать на эту ногу (динамика).
Можно определить основные правила хорошего баланса:
1. хорошее использование недоминантной руки, либо в качестве противовеса, в качестве балансирующего инструмента для помощи в хорошем выносе вперед бьющей руки, или поддержания равновесия при перемещениях в сторону.
2. удержание низкого центра тяжести - необходимо держать ноги широко расставленными, чтоб иметь широкое основание, а не подпрыгивать вверх и вниз.
3. продвижение за мячом (после контакта с ним); когда вес тела тянет в сторону, такое продвижение поможет быстрее вернуться обратно в исходную позицию, особенно если игрок всегда готов и способен сгибать колени.
4. ровное положение тела, особенно верхней его части (спини), стремление к идеальной осанке.
5. постановка внешней ног (правой при ударе справа) так, чтобы она преграждала путь мячу в направлении бокового ограждения - это позволяет затем шагнуть прямо в мяч и включить бедра в удар, позволяя генерировать энергию от ног, а не рук.
6. удержание головы в прямом положении - это позволит игроку смотреть на мяч сфокусированно, и, тем самым, иметь больше шансов попадания мяча в центр ракетки.
7. использование «задней» ноги - это то, что называется балансом перемещения, когда задняя нога используется в качестве противовеса; когда игрок входит в корт, чтобы ударить мяч, нужно сгибать колено на невысоком мяче и упор ногой назад в сторону ограждения при приеме высокого мяча; важно быть способным сделать мах ракеткой, перенося вес с одной ноги на другую.
8. удержание плеч на одном уровне - если игрок опускает одно плечо, он потеряет баланс, нужно держать спину и грудную клетку прямо.
9. перемещение на передней части ступни; работа ног должна быть аккуратная и быстрая, с пониманием того, что теннис-это игра ограниченного пространства, где легко застрять. При движении вокруг мяча необходимо держать мелкие и быстрые шаги, как в боксе - 2 шага лучше, чем один.
Понятно, что перечисленные правила баланса – это предмет последовательного обучения на всех уровнях программы «Tennis 10s». Более того, работа над балансом будет сопровождать спортсмена и после десяти лет, при работе уже на полном корте и стандартными мячами.
Здесь следует акцентировать внимание на том, что работа над балансом должна начинаться буквально с первых шагов на корте в силу важности развития этого навыка, за которым будут следовать и другие навыки.
Развитие координации
Как только дети начинают работать над балансом, они начинают пытаться усложнять задачи и объединять движения в пластику. Это обычно называют координацией. Термин «координация» широко используется в спорте и имеет отношение ко многим различным принципам движения. Координацию принято определять двумя способами:

- межмышечная координация - координация отдельных мышечных волокон внутри мышц;

- межмускульная координация - координация мышц друг с другом.
Для ясности мы будем использовать следующее определение: координация - способность сочетать движения в совершенном, плавном действии.
При рассмотрении вопроса о координации для юных теннисистов, нужно понимать, что прогресс состоит в постепенном переходе от простых шаблонов движений к сложным. Например, сначала обычный бег, затем различные шаблоны (приставной, скрестный и т.д.) и затем это делается с ракеткой в руке – прибежать в нужное время и место и отбить мяч.
Важно построить модели движений в логическом порядке, так, чтобы игрок нарабатывал основу для дальнейшего развития спортивных навыков. Не следует ограничиваться здесь только теннисными движениями - работа только над теннисными двигательными шаблонами с юными игроками будет означать, что в конечном итоге им будет затруднительно развивать координацию в более позднем возрасте.
Дети младшего возраста редко имеют навыки координации, достаточные для освоения правильных ударов, как у профи, но мы хотим, чтобы они в конце концов попадали в корт. Речь идет о формировании основы, из которой мы можем построить и понимать последовательность освоения ударов, которые помогут нашим игрокам развиваться в нужном темпе и продолжать совершенствоваться в игре.
Стоит помнить, что хотя ребенок не может выполнить навык на уровне физически зрелого, взрослого человека, однако нет никаких физических ограничений для их обучения нужным навыкам, просто – всему свое время.
Ребенок рождается с нормальной нервной системой, но в течение первых нескольких лет (0-5) , происходит процесс миелинизации. Миелинизация помогает нервам получать сообщения от мозга более эффективно. Этот процесс повышения эффективности продолжается до 20-летнего возраста.
Такое развитие центральной нервной системы ребенка с практической точки зрения, означает следующее:
• дети могут управлять вначале большими группами мышц (грубая моторика), и позже малыми группами мышц (мелкая, точная моторика),
• управление работает изнутри наружу, или, в физиологических терминах, от затылка в низ позвоночника и постепенно наружу к конечностям,
• со временем ребенок способен осваивать движения с более сложной координацией с включением, в том числе, последовательно, нескольких суставов при исполнении сложных двигательных приемов.
Следует отметить и биологический фактор развития: даже тогда, когда дети кажутся более развитыми, чем в среднем для их возраста, они могут иметь менее развитые сердце и легкие.
Дети, как правило, адекватно реагируют на работу сердца и легких, хотя так как у них еще недостаточно развиты анаэробные способности, не имеет большого смысла на этом заострять внимание. Вместо этого, на самом деле правильнее продолжать работу над эффективностью фундаментальных движений, координации и реакции.
При формировании комплекса упражнений, направленных на развитие координации у детей 5-10 лет, необходимо следить, чтобы выполнялись следующие задачи:

- развитие навыков согласованного / автономного владения верхней и нижней (руки - ноги), правой и левой половиной тела, в том числе, перекрестно (левая рука – правая нога),

- развитие навыка скручивания, вращения, поворотов тела,

- необходимость дифференциации сложных движений с учетом звеньев кинетической цепи,

- развитие ритмичности.
Развитие подвижности
Овладевающий основами баланса и координации юный игрок должен еще быть в состоянии выполнять эти действия на скорости и со сменой направлений. Скорость - способность быстро выполнять действия. Подвижность определяется как способность быстро двигаться с изменением направления и с сохранением баланса. При этом игроки должны заниматься не только перемещением по корту, но и управлением телом, что очень важно для развития эффективной базовой техники.
Нужно помочь детям развивать:

- скорость реакций;

- скорость координации «на автомате»;

- скорость рывка на короткие расстояния.

 

В плане развития координации и ловкости следует работать в контексте прогнозирования и применения набора шаблонов быстрого движения относительно реактивной (реагируя на мяч или оппонента) мощности и производительности, а также адаптивности (возможность изменить шаблон). При этом необходимо учиться концентрировать внимание на отслеживании и прочитывании поведения мяча в пространстве и времени.
В этой связи уместно упомянуть об особенностях развития зрения ребенка. Развитие зрительной системы происходит от рождения до зрелой формы в течение приблизительно 10 лет. На протяжении этого периода игрок может отслеживать мяч лишь с учетом визуальных особенностей развития. У маленьких детей развитие зрения проходит следующим образом:
• то, что непосредственно перед ним - в значительной степени,
• влево или вправо и вверх и вниз – двумерное восприятие,
• затем «коротко - глубоко» – трехмерное восприятие,
• и только затем развивается периферийное зрение и восприятие глубины (бинокулярность) с реакцией на движущийся мяч.
Заметим, что мы иногда корим юного игрока за «присуживание» сопернику аута, не задумываясь о том, что он может просто не видеть приземление мяча вследствие недостаточного развитого периферийного зрения.
По мере развития навыков баланса, координации и подвижности, необходимо также иметь ввиду важный анатомический аспект: мышцы растут сначала в размерах, а затем в силе.
Некоторые ключевые принципы здесь таковы:
• различные органы имеют свои собственные уникальные темпы роста,
• мышцы растут вначале в размерах, а затем в силе, и в незрелой функции в этой возрастной группе дети могут выглядеть сильнее нормы развития,
• ближе к 10 годам связки становятся прочнее, но кости по-прежнему растут, поэтому необходимо соблюдать осторожность в нагрузках,
• суставы постепенно стабилизируются и укрепляются, но это может влиять на координационные способности игрока в части баланса и контроля.
Таким образом, при обучении ребенка в рамках программы «Tennis 10s» мы выделяем лишь три основных физических навыка, которым следует уделить первостепенное внимание в отличие от системы физподготовки спортсменов старшего возраста. При этом тренерам  важно учитывать все перечисленные выше факторы, которые могут влиять на возможность освоения ребенком навыков:
- физиология,
- имели ли дети опыт игровых и вообще двигательных ситуаций,
- прививаемый навык должен состоять из более простых навыков; обладают ли они этими более простыми навыками,
- достаточны ли возможности окружения, чтоб приобрести навык,
- когнитивное развитие: способен ли ребенок понимать суть навыка, мотивирован ли он осваивать навык, готов ли он к изучению навыка психологически,
- правильно ли мы оцениваем способность ребенка к усвоению навыка. 
Все обсуждаемые факторы указывают на необходимость приобретения тренерского опыта такой работы с детьми.
Опубликовано в журнале «Junior Tennis» №4 (64) за май 2017 года.