К основным фундаментальным навыкам, которые предстоит освоить и развить
ребенку на старте обучения, относятся, в первую очередь, физические навыки: баланс, координация, подвижность (скорость, ловкость).
Навыки, конечно, не
развиваются в изоляции – они часто развиваются совместно, однако все же баланс
является важнейшим и его развитие влияет на успешность освоения других
навыков - без баланса затруднительно выполнение любых движений.
Развитие баланса
Баланс мы можем
определить, как способность
контролировать тело в различных положениях, удерживая на месте или в движении.
Когда вы сбалансированы, ваши
действия на корте выглядят легко, вы без усилий генерируете мощность. Следует
помнить, что секрет мощности заключается в балансе, а не в силе. Истинная
эффективность требует сбалансированности. Может оказаться неважным, как быстро ты
добрался до мяча, если ты не сбалансирован на контакт с мячом. Очень сложно
быть эффективным игроком без баланса.
Тренировка баланса имеет более
объемлющий характер, чем тренировка ног. Баланс необходим как в статике, так и
в движении. Он включает в себя:
- основы управления центром тяжести,
- центрирование веса на более широком основании,
- хорошую центровку тела,
- отличную осанку,
- эффективное использование
недоминантной руки,
- устойчивое положение головы,
- синхронизацию ног, рук и глаз.
Все эти элементы сливаются вместе, чтобы создать
механизм идеального равновесия и
ритмичности. Любое неисполнение перечисленных принципов может легко повлечь
нарушение баланса.
Балансу, как навыку, обучают от статики к динамике. Простой
пример: стоять на одной ноге (статика),
прыгать на эту ногу (динамика).
Можно определить основные
правила хорошего баланса:
1. хорошее
использование недоминантной руки, либо в
качестве противовеса, в качестве балансирующего инструмента для помощи в
хорошем выносе вперед бьющей руки, или
поддержания равновесия при перемещениях в сторону.
2. удержание низкого центра тяжести - необходимо держать ноги широко
расставленными, чтоб иметь широкое основание, а не подпрыгивать вверх и вниз.
3. продвижение за мячом (после контакта с ним); когда вес тела тянет
в сторону, такое продвижение поможет быстрее вернуться обратно в
исходную позицию, особенно если игрок всегда готов и способен сгибать колени.
4. ровное положение тела, особенно верхней его части (спини), стремление к идеальной осанке.
5. постановка внешней ног (правой при ударе справа) так, чтобы она преграждала
путь мячу в направлении бокового ограждения - это позволяет затем
шагнуть прямо в мяч и включить бедра в
удар, позволяя генерировать энергию от ног, а не рук.
6. удержание головы в прямом положении - это позволит игроку смотреть на мяч
сфокусированно, и, тем самым, иметь
больше шансов попадания мяча в центр ракетки.
7. использование «задней» ноги - это то, что называется балансом перемещения, когда задняя
нога используется в качестве противовеса; когда игрок входит в корт, чтобы
ударить мяч, нужно сгибать колено на невысоком мяче и упор ногой назад в
сторону ограждения при приеме высокого мяча; важно быть способным сделать мах
ракеткой, перенося вес с одной ноги на другую.
8. удержание плеч на одном уровне - если игрок опускает одно
плечо, он потеряет баланс, нужно держать спину и грудную клетку прямо.
9. перемещение на передней части ступни; работа ног должна
быть аккуратная и быстрая, с пониманием того, что теннис-это игра ограниченного пространства,
где легко застрять. При движении вокруг мяча
необходимо держать мелкие и быстрые шаги, как в боксе - 2 шага лучше, чем один.
Понятно, что перечисленные правила баланса – это предмет
последовательного обучения на всех уровнях программы «Tennis 10s». Более того, работа над балансом
будет сопровождать спортсмена и после десяти лет, при работе уже на полном
корте и стандартными мячами.
Здесь следует акцентировать внимание на том, что работа над
балансом должна начинаться буквально с первых шагов на корте в силу важности
развития этого навыка, за которым будут следовать и другие навыки.
Развитие координации
Как только дети начинают работать над балансом, они начинают пытаться усложнять задачи
и объединять движения в пластику. Это обычно называют координацией. Термин «координация»
широко используется в спорте и имеет отношение ко многим различным принципам
движения. Координацию принято определять двумя способами:
- межмышечная координация -
координация отдельных мышечных волокон внутри мышц;
- межмускульная координация - координация мышц друг с
другом.
Для ясности мы будем использовать следующее
определение: координация - способность
сочетать движения в совершенном, плавном действии.
При рассмотрении вопроса о координации для юных
теннисистов, нужно понимать, что прогресс
состоит в постепенном переходе от простых шаблонов движений к сложным. Например, сначала обычный бег, затем различные
шаблоны (приставной, скрестный и т.д.) и затем
это делается с ракеткой в
руке – прибежать в нужное время и место и отбить мяч.
Важно построить модели движений в логическом порядке, так,
чтобы игрок нарабатывал основу для
дальнейшего развития спортивных навыков. Не следует ограничиваться здесь только
теннисными движениями - работа только над теннисными двигательными шаблонами с юными игроками будет означать,
что в конечном итоге им будет затруднительно развивать координацию в более
позднем возрасте.
Дети младшего возраста
редко имеют навыки координации, достаточные для освоения правильных ударов, как
у профи, но мы хотим, чтобы они в конце концов
попадали в корт. Речь идет о формировании основы, из которой мы можем построить и
понимать последовательность освоения ударов, которые помогут нашим игрокам
развиваться в нужном темпе и продолжать совершенствоваться в игре.
Стоит помнить, что хотя
ребенок не может выполнить навык на
уровне физически зрелого, взрослого человека, однако нет никаких физических ограничений для их
обучения нужным навыкам, просто – всему
свое время.
Ребенок рождается с нормальной нервной системой, но в течение первых
нескольких лет (0-5) , происходит процесс миелинизации. Миелинизация помогает нервам получать сообщения от мозга более эффективно.
Этот процесс повышения эффективности продолжается до 20-летнего возраста.
Такое развитие центральной нервной системы ребенка с практической точки зрения, означает
следующее:
• дети могут управлять вначале большими группами мышц (грубая моторика), и
позже малыми группами мышц (мелкая, точная моторика),
• управление работает изнутри наружу, или, в физиологических терминах, от затылка
в низ позвоночника и постепенно наружу к
конечностям,
• со временем ребенок способен осваивать
движения с более сложной координацией с включением, в том числе,
последовательно, нескольких суставов при
исполнении сложных двигательных приемов.
Следует отметить и биологический фактор развития: даже тогда, когда дети кажутся более
развитыми, чем в среднем для их возраста, они могут иметь менее развитые сердце
и легкие.
Дети, как правило, адекватно реагируют на работу сердца и легких, хотя так как
у них еще недостаточно развиты анаэробные способности, не имеет большого смысла
на этом заострять внимание. Вместо этого,
на самом деле правильнее продолжать работу над эффективностью фундаментальных
движений, координации и реакции.
При формировании комплекса упражнений, направленных на
развитие координации у детей 5-10 лет, необходимо следить, чтобы выполнялись
следующие задачи:
- развитие навыков согласованного /
автономного владения верхней и нижней (руки - ноги), правой и левой половиной
тела, в том числе, перекрестно (левая рука – правая нога),
- развитие навыка
скручивания, вращения, поворотов тела,
- необходимость
дифференциации сложных движений с учетом звеньев кинетической цепи,
- развитие ритмичности.
Развитие подвижности
Овладевающий основами
баланса и координации юный игрок должен еще быть в состоянии выполнять эти
действия на скорости и со сменой направлений. Скорость - способность быстро
выполнять действия. Подвижность определяется
как способность быстро двигаться с
изменением направления и с сохранением баланса. При этом игроки должны заниматься не только перемещением по корту, но и
управлением телом, что очень важно для
развития эффективной базовой техники.
Нужно помочь детям развивать:
- скорость реакций;
- скорость координации «на
автомате»;
- скорость рывка на
короткие расстояния.
В плане развития
координации и ловкости следует работать в контексте прогнозирования и
применения набора шаблонов быстрого движения относительно реактивной (реагируя на мяч или оппонента)
мощности и производительности, а также адаптивности (возможность изменить
шаблон). При этом необходимо учиться
концентрировать внимание на отслеживании и прочитывании поведения мяча в
пространстве и времени.
В этой связи уместно упомянуть об особенностях развития
зрения ребенка. Развитие зрительной системы происходит от рождения до зрелой
формы в течение приблизительно 10 лет. На протяжении этого периода игрок может
отслеживать мяч лишь с учетом визуальных особенностей развития. У маленьких детей развитие зрения проходит следующим образом:
• то, что непосредственно перед ним - в значительной степени,
• влево или вправо и вверх и вниз – двумерное восприятие,
• затем «коротко - глубоко» – трехмерное восприятие,
• и только затем развивается периферийное зрение и восприятие глубины
(бинокулярность) с реакцией на движущийся мяч.
Заметим, что мы иногда корим юного игрока за
«присуживание» сопернику аута, не задумываясь о том, что он может просто не
видеть приземление мяча вследствие недостаточного развитого периферийного
зрения.
По мере развития навыков баланса, координации и
подвижности, необходимо также иметь ввиду важный анатомический аспект: мышцы растут сначала в размерах, а затем в
силе.
Некоторые ключевые принципы здесь таковы:
• различные органы имеют свои собственные уникальные темпы роста,
• мышцы растут вначале в размерах, а
затем в силе, и в незрелой функции в
этой возрастной группе дети могут
выглядеть сильнее нормы развития,
• ближе к 10 годам связки становятся
прочнее, но кости по-прежнему растут, поэтому необходимо соблюдать осторожность
в нагрузках,
• суставы постепенно стабилизируются и
укрепляются, но это может влиять на координационные способности игрока в части
баланса и контроля.
Таким образом, при обучении ребенка в рамках программы «Tennis 10s» мы выделяем лишь три основных
физических навыка, которым следует уделить первостепенное внимание в отличие от
системы физподготовки спортсменов старшего возраста. При этом тренерам важно учитывать все перечисленные выше факторы, которые могут влиять на возможность освоения ребенком навыков:
- физиология,
- имели ли дети опыт игровых и вообще двигательных ситуаций,
- прививаемый навык должен состоять из более простых навыков;
обладают ли они этими более простыми навыками,
- достаточны ли возможности окружения, чтоб приобрести навык,
- когнитивное развитие: способен ли ребенок понимать суть
навыка, мотивирован ли он осваивать навык, готов ли он к изучению навыка
психологически,
- правильно ли мы оцениваем способность ребенка к усвоению
навыка.
Все обсуждаемые факторы указывают на необходимость
приобретения тренерского опыта такой работы с детьми.
Опубликовано в журнале «Junior Tennis» №4 (64) за май 2017 года.