Современная подача

Ron Waite
В июле этого года я имел счастье фотографировать «Ньюпорт-Зал славы чемпионатов». Помимо главных церемоний, я имел совершенно замечательное удовольствие после Уимблдона наблюдать мужскую 32-сетку. Трава теннисного корта, в Ньюпорте очень отличается от травы Уимблдона, она быстрее, создает непредсказуемые отскоки и вознаграждает тех, кто делает ставку на подачу.  
Сегодняшняя трава Уимблдона подобрана в пользу более продолжительных розыгрышей, а Ньюпорт, конечно, место, которое может вознаградить сторонников мощной подачи и пушечных ударов.
Для фотопубликации в Европе, я взял один из матчей Джона Иснера. Это был характерный пример современной игры от подачи. В матче, который я смотрел, Джон подал 23 эйса! 
Мы все знаем Джона как мастера мощной первой подачи. Но на его второй подаче мяч отскакивал очень высоко даже на этой траве! Я был поражен, что его вторая подача была не традиционно резаной, которая хорошо работает на траве.  
В конце концов, Джон не выиграл турнир. Но я тщательно следил за его матчами и понял вещи, которые являются нормой в современной технике выполнения первой и второй подач. 
Поэтому здесь я остановлюсь на предоставлении читателям основных ингредиентов, необходимых для осуществления эффективных подач. В сущности, я будут описывать «опорные точки», необходимые для пласировки, вращения и мощности. Обратите внимание на порядок этих факторов. Они показаны в порядке значимости.  
Наиболее важным является возможность пласировать свою подачу. Вращение является следующим важным компонентом, поскольку оно обеспечивает стабильность и согласованность на протяжении всей встречи. И, наконец, сила. К сожалению, она часто является главной целью. Можно позавидовать мощности подачи Джона Иснера, и вы, конечно, понимаете, почему так много игроков хотели бы так мощно подавать!
Подготовка
Конечно, то, что спортсмен делает перед началом фактического движения подачи также важно, как само движение подачи.
В первую очередь, каждый игрок должен определить «правильное» положение и стойку перед задней линией. Когда правши подают в первое поле, они хотят расположиться близко к центру (к язычку). При подаче во второе поле, правши должны сместиться примерно на 6 - 8 дюймов от язычка. Противоположное описание будет верно для левшей. 
Эти позиции обеспечивают наилучшее преимущество для доминирующей руки. По всей вероятности, передняя нога должна быть примерно на дюйм или около того от базовой линии и направление ступни – к соответствующей сеточной стойке. Это переднее положение ног является абсолютно важным. Всегда указывая ступней на стойку, подающий автоматически регулирует положение тела для подачи в нужный квадрат.
Сознательно настроив позицию перед подачей, вы можете значительно улучшить ваши проценты попадания подачи в желаемое место. Каждый игрок возможно захочет отклониться немного от описанного выше, но, вероятно, не намного! 
Расслабьте тело и мышцы. Ваш вес должен равномерно распределяться относительно каждой ноги, вы должны стоять прямо и просто пытаться расслабить все мышцы и устранить любую напряженность. В критических ситуациях, это не всегда легко. Тем не менее, очень важно, чтобы ваше тело было расслабленным и спокойным, насколько это возможно. 
Наклонитесь вперед и понабивайте мяч медленно и сознательно. Как правило, 3 - 4 набивания перед началом движения подачи является достаточным. Вовсе необязательно набивать как Джокович 6 - 11 раз. Это должно быть ритуалом, который стимулирует собранность и концентрацию внимания. После набивания сделайте паузу и посмотрите на своего противника, и противоположную часть корта. Помимо того, что вы будете уверены, что ваш оппонент готов принимать подачу, эта пауза позволяет мысленно визуализировать место, куда вы хотите направить свою подачу, и какой тип подачи вам необходимо выполнять ... плоскую, резаную или крученую. Тут же вы определите внешние условия – ветер, солнце и т.п. Теперь вы готовы, чтобы начать реальное движение подачи!
Сложность движения подачи
В общем, теннисисты либо используют традиционные варианты замаховых движений (например, круговое), или более сокращенно и более современно – «подброс и удар». Традиционные движения являются сложными. Например, теннисист роняет обе руки одновременно, а затем, обе руки начинают синхронно подыматься. Недоминантная рука идет в подброс, доминантная - в петлю с дальнейшим выносом ракетки в контакт с мячом. Всегда можно обнаружить, что в один момент недоминантная рука завершает подброс, а доминантная рука находится внизу петли замаха за спиной подающего. Этот момент часто называют «трофи-позицией» (статуэткой подающего). На протяжении десятилетий это было главным моментом обучения.
В современном теннисе все больше и больше игроков используют способ «подброс – удар». Это движение гораздо более компактное и простое. Мяч буквально бросается вверх, но ракетка никогда не падает ниже талии в своем движении. Иснер использует этот вид движения, как и   Энди Роддик. Но Энди, выполняет движение гораздо компактнее, чем Иснер.
Как крайний пример «подброс – удар» движения, я прошу читателя вспомнить о подаче Джея Бергера. Когда Андре Агасси мучали травмы, он принял неортодоксальные принципы Джея. Они были предельно просты: поднять ракетку прежде чем бросить мяч.
Любое из этих движений можно считать нормальным. Я бы даже рекомендовал последний, самый простой вариант. Почему? Да просто у вас в этом случае больше контроля за плоскостью ракетки при ее движении.
Тем не менее, наиболее важным фактором при принятии решения, какой из этих двух стилей является наилучшим для вас, является ваше личное ощущение и, конечно, тип хватки. Какой из этих двух стилей позволят вам начать с расслабленной руки и сохранить руку расслабленной до завершения подачи? Хорошей подачи не получится, если рука и хватка не расслаблены до и после удара. Жесткой хватка должна быть только в момент удара.
На изображении справа посмотрите на руки Джона Иснера и хватку ракетки. Что может быть более расслабленным? Он буквально держит ракетку лишь указательным и большим пальцем, как он начинает свое движение подачи! Вы не сможете создать достаточную мощность без расслабленной руки и кисти!
Высота подброса
Как высоко вы должны подбросить мяч? Опять же, нет ни одного «правильного» ответа на этот вопрос.
  1. Некоторые игроки очень высоко бросают и бьют по мячу, когда он начинает опускаться.
  2. Другие бросают пониже, и бьют мяч в «мертвой точке». 
  3. Наконец, некоторые игроки могут бить по мячу на его подъеме. Как правило, это приводит к относительно низкому подбросу.
Я предпочитаю для первой подачи вариант 1 или 2. Для второй подачи я предпочитаю ударное движение с первым вариантом – по опускающемуся мячу. Удар «на подъеме» мяча тоже неплох, но это сделать не так просто.
Каждый теннисист должен экспериментировать с высотой подброса в зависимости от того, какую подачу он использует. Очевидно, что сложность вашего стиля движения определяет, какие варианты подбросов могут быть использованы. Я искренне сомневаюсь, что человек с классическим, традиционным, круговым замахом в состоянии ударить мяч «на подъеме». Наоборот, если вы используете очень экономичный замах, вы, вероятно, не сможете добиться хорошего результата, выполняя удар по опускающемуся мячу.
Методом проб, ошибок и с видео анализом вы сможете ответить на вопрос: «Как высоко я должен подбросить мяч, когда подаю?» Заметим,что существует неотъемлемое преимущество низкого подброса, если на траекторию подбрасываемого мяча влияет ветер. Наконец, крученая подача с высоким отскоком требует подброса немного за голову.
Позвольте мне добавить еще одно замечание о технике подброса. Хороший подброс получается тогда, когда мяч держится при подбросе кончиками пальцев недоминантной руки, это позволяет избежать ненужного вращения мяча при подбросе. Это требует некоторой практики и достигается расслабленным движением руки.
Отметим, Джон Иснер «бросает» мяч, используя свой большой палец и три первых пальца – большой, указательный и средний. Безымянный палец и мизинец, по существу, не в деле.
Выстреливание ногами
Важным источником мощности в подаче является то, насколько вы привлекли ноги в выполнение подачи. Чем больше вы согнули ноги для толчка, тем большую мощность вы сгенерируете.
Джон Иснер - высокий парень! Тем не менее, он активно использует сгибание ног для последующего выпрыгивания вверх, особенно на первой подаче. Несмотря на свой довольно высокий рост, Иснер активно использует ноги для толчка. Он буквально взлетает вверх когда бьет по мячу.
Чем больше «воздуха» вы можете дать на подаче, тем лучше. Почему? Мало того, что у вас есть больше дополнительной мощности, вы также контактируете с мячом, как будто вы высокий человек. 
Запястья и пронация
Эти два элемента объединяются, чтобы сформировать еще один источник скорости мяча при подаче. Игрок должен применять пронацию во время подачи или ему придется бить по мячу ребром ракетки. Мы делаем это, естественно, не думая об этом. 
Для правшей, пронация означает движение, как «открутить» лампочку. По существу, это забота запястья. Для левшей, пронация означает «завинчивание» в лампочку. Выполняя пронацию, вы делаете подачу более хлесткой. Если еще добавить немного подхлестывания запястьем, щелкая в момент контакта с мячом, мощность возрастает еще больше.
На первой подаче (плоской или резаной), запястье включается прежде чем вы почувствуете мяч на струнах. Если вы выполняете крученый удар движение запястья должно быть более вверх и вперед.
На изображении справа вы видите вторую подачу Маркоса Багдатиса. Обратите внимание на пронацию ракетки и работу запястья. Мне также нравится тот факт, что он резко выдыхает, когда он вступает в контакт с мячом при подаче. Это также увеличивает мощность, гарантируя игроку, что он / она не напрягается во время контакта с мячом. Также отметим, что Маркос взлетает вверх и находится в воздухе во время подачи.
Завершение
В этой замечательной игре качество каждого удара зависит от надлежащего завершения! При выполнении подачи есть два варианта завершения.
У Маркоса вы можете видеть его ракетку на финише движения. Ракетка завершает путь на стороне тела доминирующей руки.
Все крученые подачи требует завершения в «одну сторону» с бьющей рукой. Плоские и резаные подачи имеют совсем другое завершение. В любом из этих двух случаев игрок заканчивает движение ракетки с пересечением линии тела и, в конечном итоге, на недоминантной стороне.
Наблюдая за многими игроками, я видел недостатки, которые происходят в результате непоследовательного и / или ненадлежащего завершения. При хорошей подаче, игрок не хочет, «бросить» головку ракетки слишком быстро. Действительно, хорошие официанты заставляют себя держать «паузу» на миллисекунды и продолжают удерживать свои глаза на точке контакта после контакта. Подающий продолжает чувствовать головку ракетки, пока мяч не приземлится и пока он не поймет, чем может ответить соперник.
Первая подача заканчивается, как правило, когда игрок впрыгивает внутрь корта за базовую линию. Это справедливо для плоских и резаных подач. На траве, это движение вперед еще и помогает игроку, когда он / она пытается выйти к сетке после подачи.
На травяных и других быстрых покрытиях выход сетки от подачи является нормой. На медленных поверхностях нормой является позиционный теннис. Плоские и резаные первые подачи очень полезны и здесь. Игроку просто необходимо остановить движение вперед и вернуться за базовую линию. Конечно, если вы, такие же одаренные, как Андре Агасси, вы можете не возвращаться назад вообще. Вы просто держать игру на восходящем мяче. Никто не делал этого лучше Андре!
На фотографии вы видите Джеймса Блейка из этого Ньюпорт Зала славы чемпионата, где он только что завершил успешно плоскую первую подачу. Отметим его ракетку на финише. Он немного вошел в корт - около 6 дюймов до 12 дюймов от базовой линии. Его глаза смотрят на сторону противника, но уверяю читателя, что он действительно делал кратковременную паузу и «заморозил» голову в момент удара.
Практика подачи
Подача является единственным ударом в игре, где игрок полностью контролирует удар. Он / она не должны двигаться в ответ на удар соперника. Кроме того, подающий получает два шанса, чтобы выполнить хорошую подачу! 
Я видел молодых игроков тратящих часы на совершенствование своих ударов с отскока. Я хотел бы предложить, чтоб за каждый день практики каждый игрок подавал минимум 50 подач независимо от других элементов программы тренировки. При отработке подачи самостоятельно, используйте мишени, как для первой, так и для второй подачи. Никогда не подавайте подачи без видимой цели (мишени)!
Практика вашей второй подачи должна быть больше, чем первой. Почему? Ну, вы настолько хороши на корте, насколько хороша ваша вторая подача! 
Крайне важно иметь логику, связанную с пласировкой и вращением подачи. Именно поэтому ежедневная практика подач так важна. Вариативность подачи – это ваше несомненное оружие. Если Вы обнаружили слабость в возвращении вашего противника в исходную позицию после приема, используйте это. Если нет, не бойтесь ударить первой или второй подачей прямо в его / ее тело. Если ваш противник не может предсказать пласировку и вращение вашей подачи, чаще меняйте вращение и пласировку.
Тем не менее, в матчах идите надежным путем, если матч складывается не в вашу пользу. Старая пословица, «береженого Бог бережет» применяется в таких ситуациях. При трудной игре или когда вы проигрываете, вы больше напряжены. Подача, как мы видели, требует полного расслабления тела и ума. Никогда не думайте о двойных ошибках! Такое мышление почти всегда приводит к двойной ошибке. В действительности, вы знаете, что бывают ситуации, когда эта мысль закрадывается в голову независимо от того, как проистекает матч. Когда это происходит, то лучше рискнуть. Пусть мяч не попал, возобновляйте заново процесс подачи.
Наконец, о записи видео вашей практики подач. Вы откроете для себя «недостатки» инесоответствия в технике ваших подач. Используйте различные ракурсы для записи подач. Создайте архив, который вы можете использовать для сравнения прошлых и настоящих компонентов подач.
Помните, что мощность подачи является последней целью ... не первой.
И последнее напоминание: При соревновательных матчах, не забудьте обратить внимание на пух на мячах, прежде чем выбрать один, чтобы подавать. В большинстве матчей, у вас будет только 3 мяча, из которых можно выбирать. Всегда выбирайте мяч с наименьшим количеством пуха для вашей первой подачи. Чем меньше пуха, тем меньшее сопротивление воздуха мяч испытывает.
Уверяю вас, что если вы потратите некоторое время, энергию и усилия на отработку ваших подач, вы в скором времени станете теннисным overdog-ом!

Источник: www.tennisserver.com

Перевод с английского: А.Пыжьянов (Томск, СТЦ)