Диагноз - свободен!

Александр Пыжьянов
В своей статье «Вам бы хотелось, чтобы ваш ребенок играл в теннис» я обращал внимание на публикацию журнала «Теннис+», в которой говорится, что теннис является хорошим индикатором благополучия развития страны в аспекте внутренней свободы ее граждан. Эта мысль в значительной степени работает и при оценке соревновательного поведения юных теннисистов.
Действительно, мой 10-летний опыт работы с детьми и их родителями позволяет сделать подобные выводы применительно к психологии детского тенниса: успехи юного теннисиста на площадке, во всяком случае в возрасте до 12-13 лет, во многом определяются степенью внутренней свободы ребенка.
Известно, что в нашей стране с этим дело обстояло недостаточно благополучно. Интересным наблюдением со мной как-то поделилась известный детский тренер Татьяна Головко: «... когда я наблюдаю и сравниваю игру наших и «их» спортсменов, то в голову приходит мысль о том, что наши спортсмены, в отличие от «ихних» не играют в теннис, а борются, как мы в стране Советов привыкли, к примеру, бороться за урожай, а не просто собирать его».
Или вот, пожалуйста, цитата: «...надо научиться проигрывать. У нас же как было: этому нельзя проигрывать, тому нельзя. А я как приехал в Испанию, целый год проигрывал всем подряд, абсолютно всем. Чтобы преодолеть страх надо напроигрываться, чтобы понять, что ничего страшного в этом нет...». Это из декабрьского интервью Марата Сафина журналу «Спорт».
Давайте задумаемся, в каких психологических условиях порой живет ваш ребенок. Посмотрите, сколько он всем «должен»: в школе должны быть отличные или хорошие оценки и примерное поведение, а то..., дома он тоже многое «должен», в спортивной школе, опять «должен»! Да еще если попадется тренер, который через 2-3 месяца долбежки у стенки и «на корзине», как только ученик научился 3-4 раза перебивать через сетку, - в бой! Выигрывай! При этом: смотри на мяч, сгибай ноги, не опаздывай с замахом и т.п., причем все это одновременно. Я частенько наблюдал такие тренерские комментарии причем на протяжении одного матча: ученик бьет - выигрывает, - молодец, бьет - проигрывает, - балбес, качает - выигрывает, - молодец, качает - проигрывает - трус, и т.д. А потом родителям: ваше мол чадо к теннису неспособно.
Можно было бы рассказывать о многих, к сожалению, типичных ситуациях непрофессионального тренерского воспитания, когда в присутствии родителя, а часто и при его непосредственном участии происходит «формирование» несчастного теннисиста, неспособного в соревновательных условиях показать и десятой доли того, что он в спокойных, свободных условиях мог бы сделать на корте.
Так вот основная мысль: если вашему ребенку, казалось бы лишенному крупных физических недостатков, не удается достичь успехов на теннисных соревнованиях, то может быть все дело в том самом внутреннем напряжении, которым его «наградили» любящие, заботливые родители, и постоянно общающиеся с ним «педагоги»? А ведь через накопление ошибочных воспитательных приемов и происходит утрата внутренней свободы и появление устойчивого страха.