Программа tennis 10s

Александр Пыжьянов

На прошлой (октябрь 2011 года) конференции я выступал с докладом о первых шагах внедрения международной программы «10s» в Сибирском теннисном центре, и акцент в нем делался, в первую очередь, на организации соревнований в соответствии с программой «10s». Сегодня я продолжу тему в более широком аспекте и затрону организационно-методические проблемы тренировки детей в возрасте 9 – 10 лет по программе «tennis 10s».

Обращаю ваше внимание на то, что доклад носит сугубо практический характер, в нем охвачен только опыт СФО. Буду признателен, если кто-то из присутствующих в вопросах или комментариях к моему выступлению расширит представление о практике работы по «10s» в других округах.
Учебно-методический аспект
Организованный в прощлом году силами ФТР мастер-класс Майка Баррелла лично мне дал, наряду с практической пользой конкретных оригинальных методических приемов, еще и богатую пищу для размышлений, ибо его замечательные во многом методики практически не учитывали российские реалии по возрастам 9-10 лет. И, если абстрагироваться от этих самых реалий и сосредоточиться на исключительно учебно - методическом аспекте темы, то здесь естественным образом методики разбиваются на «красные», «оранжевые» и «зеленые» рабочие программы.
«Красная» программа предусматривает обучение основам школы мяча и школы движений (не разделяя их в последовательность, а совмещая, в том числе и в рамках одной тренировки). В основе школы мяча лежит освоение навыков «дружественной» работы с мячом, как руками, так и с ракеткой. Примерно половина рабочего объема школы движений ложится на подводящие и имитационные упражнения, другая половина предполагает работу с ракеткой и мячом, предполагая слияние названных двух школ, причем главная цель – чистая биомеханика и формирование динамической зоны удара.
«Оранжевая» программа уже более ориентирована на закрепление биомеханических принципов ударов и приобретение устойчивых навыков движений (т.н. развитие «механической» памяти перемещений и ударов).
Зеленые мячи и полноразмерный корт – это уже абсолютная прерогатива 9 леток, не ранее.
Так, в общем, выглядят рекомендации авторов «10s» в части организации обучения технико-тактическим приемам. У меня лично нет никаких сомнений, что российский тренер освоит предлагаемые методики, кто-то успешнее, кто-то менее. Но принципиальных препятствий я здесь не вижу.
А вот сложившийся в сегодняшней России менталитет игрока и организационная система проведения соревнований создают серьезные препятствия внедрению «10s», во всяком случае, в исходном, «западном» виде. Соответственно, у нас должна быть какая-то своя «7s». Именно 7, потому что у нас дети практически с 8 лет четко вписаны в организационную структуру РТТ. Напоминаю, Европа начинает играть за очки с 13 лет, и декларация РТТ об ограничениях по 9 – 10 леткам лишь частично будет способствовать решению проблем.
Организационно-соревновательный аспект
Давайте попробуем обозначить те проблемы, которые, на наш взгляд, будут явно мешать внедрению «10s».
1. Разные менталитеты детей-теннисистов Запада и России.
Не берусь судить, хорошо это или плохо, отмечу лишь разное отношение к игре в России и на Западе: у них в 12 лет играют, у нас – «борются, как за урожай» (Головко). В этом я убедился впервые, когда возил команду наших 12-леток мальчиков в Лондон еще в 2002 году. Российский детский фейрплей – это что-то достойное пера Жванецкого и Задорнова вместе взятых. Короче говоря, внедрять «10s» у нас в чистом виде – это значит менять менталитет, и никакие косметические или декларативные адаптации здесь не помогут.
2. Сложившаяся в настоящее время организационно - методическая система «натаскивания» на результат.
Ее участники, кроме самого игрока, – родители (неудовлетворенные, как правило, завышенные амбиции), тренеры (недостаточная квалификация - натаскивание в целях приобретения раннего тренерского имиджа), сама среда (сложившаяся новая система обучения), Только в очень авторитетных школах тренеры могут позволить себе не спешить с «натаскиванием» и выполнять разумные в методическом отношении наработки без принципиальных противоречий с программой «10s».
3. Порочная практика бэби-турниров.
Бэби-турниры приобрели довольно сложившуюся практику, и с этим нельзя не считаться, хотя и заметно, что пыл организаторов слегка поуменьшился. По-видимому, здесь требуется декларативное, гласное ограничение этой практики, идущей вразрез с главными принципами «10s».
4. Неизбежная неразбериха с РТТ-преобразованиями в группе 9 – 10 лет.
Пока существует РТТ для 9-10 лет, остается методическая пропасть между целями «натаскивания» и разумного обучения. Иначе, дети «10s» в течение возрастного периода 9 – 10 лет безнадежно отстают от «традиционников», что неизбежно отражается на их психике и в дальнейшем. Видимо, должно пройти какое-то время, пока дети, прошедшие курс «10s», начнут уверенно демонстрировать преимущества «10s», подкрепляя явными победами на корте над «традиционниками».
Какова практика сегодняшнего дня, в частности, в СФО.
Не уверен, что на некоторые «мелкие» нарушения методических принципов программы «10s» не надо обращать внимания. К ним следует отнести:
  1. Проведение нескольких межрегиональных турниров в течение года (это противоречит Решениям тренерского совета ФТР от 11 апреля 2011 г., где рекомендовалось проведение лишь клубных, городских и, только в исключительных случаях областных турниров).
  2. В основе организации турнира остается принцип личных соревнований с выявлением победителей и призеров.
  3. В отсутствие регламентных норм турниры проводятся по разным схемам: по регламенту самих матчей, по размерам площадок, по розыгрышу призовых мест.
  4. Недостаточно качественная организация судейства матчей. У судьи особая роль: управление матчем, и ему еще должны помогать кураторы, обеспечивающие сплочение команды, вывод на матч и увод с площадки, иначе неизбежно внедрение родителей в процесс со всеми вытекающими последствиями.
 
Только в Томске мы провели в 2011 и 2012 годах два межрегиональных фестиваля (праздника) тенниса, строго следуя рекомендациям оригинальной, т.е. неадаптированной к России, программы «10s». Этот опыт показал, что адаптация программы к российским условиям, конечно же, необходима. В СФО за эти годы также проводились открытые турниры (Красноярск, Новокузнецк, Кемерово).
В отсутствие регламента проведения таких соревнований у организаторов неизбежны разночтения. Причем такие разночтения характерны не только на российском или межрегиональном уровне, но даже в рамках одного города, где клубы не могут договориться о, казалось бы, разумных, регламентных вещах. Должен сказать, что даже при достаточно высоком уровне координации теннисных организаций СФО, нам не удалось на сегодняшний день наладить эффективную работу Сибирского научно-методического совета по внедрению программы «tennis 10s». Возможно, недавнее открытие ФТ СФО позволит продвинуться в этом вопросе.
Заключение
На фоне проходящих в настоящее время в России соревнований по программе «tennis 10s» становится очевидной актуальность разработки самостоятельного Регламента таких соревнований. Безусловно, скорейшее появление полной методической разработки по внедрению в России программы «10s», включая организацию соревнований, существенно помогло бы практикующим в преодолении трудностей в работе по «10s».
Хотелось бы обратиться в НМС, Тренерский совет ФТР и РТТ с просьбой о разработке Регламента соревнований по «10s» уже на 2013 год. Иначе мы сталкиваемся с тем волюнтаризмом, который способствует лишь демотивации заниматься «10s».

Автор: Александр Пыжьянов

Доклад на Всероссийском семинаре тренеров. Москва, Кубок Кремля, октябрь 2012

«Программа «tennis 10s». Организационно-методические проблемы тренировки детей в возрасте 9-10 лет»