День старшего поколения

28.10.2011, 19:13
В воскресенье, 30 октября, в теннисном манеже «Сибирский теннисный центр» при поддержке Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Томска прошли праздничные встречи теннисистов старшего поколения. На встречу собрались люди, писавшие историю томского тенниса с 1960-х годов.
Участники праздничного дня сыграли на корте теннисные матчи как в одиночном, так и в парном разрядах, проявив былую страсть к победам и демонстрируя постепенно забываемый «fair-play», о котором сегодня лишь вспоминают с улыбкой. Несмотря на упорные бои, на корте не было ни победителей, ни побежденных - там царила атмосфера дружбы и наслаждения любимой игрой.
По окончании игры участники получили праздничные подарки и собрались на традиционный фуршет, на котором лились воспоминания о молодых годах, о любимой игре, о счастливых мгновениях побед на кортах вместе с философскими рассуждениями о смысле жизни и радости движений, которую им приносит любимый «белый спорт».
Игорь Георгиевич Иоаниди:
- Впервые я увидел теннис в детстве: в шесть лет отец привел меня на корты. Но ни тогда, в Сухуми, ни позже,  уже в Киргизии, когда я школьником стал призером всесоюзных соревнований по теннису, я не думал, что теннис - это на всю жизнь. Были периоды, когда я не играл по нескольку лет, но так получалось, что потом все равно сталкивался с игрой. В армии это была спортивная рота Туркменистанского военного округа, где я отслужил треть времени. Да и потом, в Томске, постоянно выходил на людей, связанных с теннисом, которые меня туда тянули. Перелом для меня наступил лет в 40-50 - с тех пор я играю беспрерывно и не мыслю себя без тенниса - раньше это были ветеранские турниры серьезные, сейчас - тренировки раз в неделю. Но без этих тренировок, встреч, без энергии и ощущения внутренней собранности и подтянутости, которое они дают, я знаю, мне не обойтись.  
Юрий Романович Марков: 
- Теннис у меня появился на втором курсе политеха, мы с ребятами собрались, коллективно купили ракетки - инициатива, кстати, была не моя, и начали играть, лазили на корт сначала через забор, потом уже стали официально заходить, через проходную. Постепенно все ребята отошли от игры, а я вот застрял и, честное слово, нисколько об этом не жалею! Теннис - это ведь немножко глоток свежего воздуха, это такой заряд бодрости, такой антистресс. Приятно думать, что я в свои годы могу играть и наслаждаться игрой. Да, раньше она была иной - люди играли горячо, из любви к теннису, а не из заботы о своем престиже - как это нередко происходит сейчас, но эта игра всегда остается прекрасной и не отпускает своих настоящих ценителей.
Леонид Иванович Токмаков: 
- Мне пора праздновать юбилей - 65 лет, из них 25 лет в теннисе. Раньше, в молодости, хоть я и разным спортом занимался - футболом, волейболом, баскетболом, большой теннис оставался какой-то голубой мечтой недосягаемой. Поэтому, когда до Томска докатилась волна тенниса, я просто горел этой игрой. Учился сам - тренеров в то время не было еще, помню, в каком-то маленьком деревенском магазине наткнулся на книгу о технике и тактике тенниса - так купил тут же и вызубрил всю наизусть. Играли тогда в условиях, которые сегодня невозможно представить, но играли самозабвенно - такое было желание и горение. Наверное поэтому потом с такой же страстью я стал тренировать других.
Для меня теннис включает все - поэзию, танец, физическое упражнение, искусство. Красота вообще в теннисе - это главное. Но при этом всегда открываешь для себя что-то новое, настолько он многообразен. Кроме того, я конструктор по образованию, мне всегда было интересно конструировать удар, рассчитывать игру - когда играешь осознанно, получаешь больше удовольствия от того, что сам управляешь игрой.
Рафаэль Сергеевич Баширов: 
- Это был 1978-й год, база отдыха на Красной поляне. И вот - природа, корты в горах, игра утром и вечером, горный воздух, облака - так и осталось это первое ощущение от тенниса. А вообще теннис похож на блиц по шахматам - здесь и координация движений, и логика мышления, и жизненный тонус потрясающий. Теннис позволяет посмотреть на мир другими глазами: не так заметен негатив, если все, что происходит, это временное явление, как в теннисе - сегодня проиграл, завтра выиграл. Томская школа тенниса подняла в свое время огромный пласт молодежи, который она заразила этой игрой. И те ребята, которые вошли после теннисной школы в жизнь, вошли в нее с четким осознанием своих целей и умением этих целей достигать.   
Владимир Георгиевич Барышевский: 
-  В теннисе я все еще учусь и порой чувствую себя тем же молодым лейтенантом, который двадцать с лишним лет назад впервые взял в руки ракетку. Эта игра дает много больше, чем просто хорошее настроение и хорошее самочувствие. Это в первую очередь бешеная воля к победе и чувство ответственности - в этой игре, как и в жизни, ты отвечаешь сам за себя и не имеешь права списать свои ошибки на ошибки других. Несмотря на дух товарищества - без него тоже никуда - можно сказать, что теннис - это игра одиночек. Не случайно он стал так популярен именно после перестройки, когда у людей начало возникать индивидуальное мышление - люди пошли в спорт, где каждый отвечает за себя. Я очень благодарен тем людям, которые меня окружали в теннисе: здесь я всегда знаю и чувствую, что мне рады.
Грустно, что ряды ветеранов тенниса неуклонно редеют, и сегодня с нами нет таких замечательных любителей тенниса, как Вальтер Александрович Штейнбрехер,  Геннадий Федорович Большаков, Николай Павлович Курин, Владимир Платонович Полежаев, Римма Трофимовна Брагина. Эти люди сыграли важнейшую роль в становлении томского тенниса, светлая им память.