Миф о запястье: современный профессиональный удар справа

John Yandell
Мы слышали это миллион раз в течение матчей по телевидению: «Хлесткий удар запястьем по линии и выиграно очко!». Это - любимая фраза многих комментаторов, включая великого Джона Макинроя.
Такое обычно можно услышать и на теннисных тренировках. Недавно я слышал профессионального тренера, который говорил начинающему ученику: «Вы должны при ударе использовать запястье! 70 % вашей мощи находится в вашем запястье!»
Этому можно верить и этому обучать, но действительно ли запястье играет такую важную роль?
Является ли щелчок запястьем способом созданию мощи теннисного удара? Ответ - нет! Фактически, за исключением небольших исключений, запястье не играет никакой роли в биомеханике ударов. Щелчок запястья является мифом, который лежит в корне многих технических проблем для игроков всех уровней.
Но как же возразить против того, что мы видим нашими собственными глазами, когда мы наблюдаем игру профессионалов? Кажется очевидным, что много известных игроков включают свое запястье в большинстве ударов, если не в каждом ударе.
Прочитайте то, что в действительности говорится при профессиональном подходе: «Когда запястье используется, чтобы произвести движение головки ракетки в удар, обеспечивается лучшее «сцепление», которое придает дополнительную мощь удару».
Но вот в чем вопрос: когда происходит это «включение» запястья, и какую все же роль это играет в биомеханике удара? В этой статье мы исследуем роль запястья в современном профессиональном ударе справа, используя для примера удары Андрэ Агасси и Томми Хааса.
Когда запястье действительно «работает» и какую роль оно играет, например, у Андрэ Агасси?
И Андрэ Агасси, и Томми Хаас известны своим мощным ударом справа, и у обоих время от времени, удар кажется «кистевым». Их хватки также типичны для удара справа в современной профессиональной игре. Хватка Агасси умеренная полузападная, и, в основном, его ладонь находится позади ручки ракетки. Хватка Хааса экстремальная полузападная, граничащая с западной хваткой когда меньшая часть его ладони находится позади ручки, а большая часть расположена ниже.
Неопытному глазу может показаться, что оба игрока активно используют запястье, но такое восприятие связано с несовершенством человеческого зрения. Глаз не может отследить ситуацию, которая происходит примерно за 4 милисекунды - тот отрезок времени, который требуется теннисной ракетке, чтобы ударить по мячу. То, что происходит с ракеткой, выносимой рукой, и с запястьем во время контакта, буквально невидимо для человеческого глаза.
Андрэ Агасси демонстрирует два ключевых элемента положения «мощного удара»: локоть, направленный к туловищу и запястье, направленное назад.
Подобно человеческому глазу, большинство видеокамер на телевидении могут воспроизводить только 30 кадров в секунду или соответствующее изображение в повторе из-за их медленных скоростей диафрагмы. В течение прошлых 4 лет исследователи засняли удары всемирно известных игроков, используя высокоскоростные цифровые камеры нового поколения, подобно «Mac Cams». Эти камеры, в которых снимки воспроизводятся высокоскоростной диафрагмой со скоростью 250 кадров в секунду, позволяют нам исследовать биомеханику реальной профессиональной техники теми способами, которые были ранее невозможны.
Скоростная съемка ударов показывает, что запястье вовсе не играет никакой важной роли в профессиональном ударе справа, даже у игроков типа Агасси и Хааса. Профессиональные игроки выполняют удар справа скорее ладонью, чем запястьем. Для этого они фиксируют положение запястья, когда начинается вынос головки ракетки в мяч. И это положение остается неизменным значительное время, в том числе и после того, как мяч покинул струнную поверхность.
Это профессиональное положение руки при ударе имеет два элемента: первоначально согнутый и направленный к туловищу локоть и запястье, направленное назад.
Я называю это положение открытого локтя и запястья двойным изгибом или положением «мощной ладони». Это позволяет игроку использовать ладонь его руки, чтобы провести ракетку вперед и вверх генерируя мощность и вращение.
Разгон вперед и вверх с помощью ладони в свою очередь приводит к вращению туловища игрока и ударной руки. Это двойное вращение - плеч и ударной руки - является ключом к пониманию биомеханики современного профессионального удара справа.
Первое, что нужно сделать для хорошего удара справа любому современному игроку, - полный поворот плеча, левой руки, поперек тела и плеч, направленных под прямым или даже большим углом к сетке. Этот поворот сопровождается петлевым или круговым бэксвингом (замахом), который обеспечивает активное продвижение ракетки к мячу.
Пока ракетка движется вперед, туловище теперь будет скручиваться на 90 градусов (или даже больше), до тех пор, пока плечи не станут параллельны линии или дальше. Это вращение плеча ведет ударную руку и ладонь руки.
В то же самое время, когда вращаются плечи, однако, имеется второе важное вращение. В этот момент работы плеч происходит еще вращение ударной руки (предплечья).
Пока ракетка движется вперед, рука (предплечье) вращается независимо, самостоятельно, от плеча. Как показывает высокоскоростная цифровая запись, это вращение может быть до 180 градусов, пока движение ракетки осуществит полный мах.
Пока ударная рука находится в двойном изгибе или положении «мощной ладони», углы запястья и локтя относительно друг друга остаются неизменными. Это позволяет ладони двигаться, головка ракетки поднимается и направляется наружу во время удара.
Ударная рука Агасси находится в положении «мощной ладони», когда перемещается в зоне удара. Расслабление запястья произойдет намного позже того момента, когда мяч покинет ракетку. Запястье непосредственно не играет никакой важной роли в выносе ракетки в мяч. Нет никакого «ускоренного» движения запястья, «щелчка», или «хлыста». Для наибольшего эффекта двойного вращения запястье должно оставаться связанным с ладонью, т.е. в направленном назад положении.
Как только движения игрока подходят к завершению, по окончании сопровождения ударная рука начинает расслабляться, запястье начинает расслабляться тоже. Так как мяч отскакивает от струн за крошечные доли милисекунд, то это позднее движение запястья, очевидно, не может играть никакой роли в ударе.
Ударная рука (предплечье) вращается на полные 180 градусов во время удара с расслаблением запястья как естественным следствием или реакцией.
В действительности расслабление (включение) запястья вызвано обычными силами, сопровождающими маховое движение. Включение запястья - следствие, а не причина движения. Это - естественная реакция на вращение ударной руки (предплечья). Это случается автоматически, без дополнительного или сознательного сокращения мускул со стороны игрока. Фактически, если рука расслаблена, то практически невозможно для игроков подобно Агасси или Хаасу предотвратить это включение запястья во время удара.
Вообще, чем более экстремальна хватка, тем более экстремален этот удар с его внутренним вращением. Такое интенсивное вращение руки (предплечья) создает более ранний и более энергичный хлыст запястья.
Количество вращения руки (предплечья) для конкретного игрока может несколько отличаться в зависимости от высоты мяча и количества верхнего вращения, которое он передает. Обычно большее количество вращения руки происходит, когда мяч отскакивает особенно высоко или совсем низко. Вообще, чем больше мы хотим закрутить мяч, тем большее требуется вращение руки (предплечья).
Полное движение удара является по сути маховым. Заметьте вращение руки и расслабление запястья происходит после контакта. Производя удар по мячам, которые находятся чуть выше уровня талии, Агасси иногда совершает удар с классической (почти восточной) хваткой ракетки, подобной классическому игроку типа Сампраса. В то же время, независимо от всех этих разновидностей удара, положение «мощной ладони" и внутренние углы в локте и запястье остаются по существу неизменными.
Почему существует миф о запястье в течение десятилетий? Потому что движение запястья после контакта ракетки с мячом человеческий глаз уже может как то фиксировать взглядом. Возможно, это происходит потому, что завершение происходит за большее количество времени, по сравнению с временем контакта, или возможно потому, что ракетка замедляется на стадии завершения удара.
Итак, глаз видит, что запястье приходит в движение к концу удара. К сожалению, это восприятие ведет обычно к представлению, что движение запястья - причина, связанная с мощностью и прицельностью удара.
Если Вы страдали от недостатка контроля, вращения и/или мощности во время вашего собственного удара справа, особенно, если у Вас полузападная хватка, Вам надо разобраться с работой вашего запястья и предплечья. Добейтесь принципа двойного изгиба или положения «мощной ладони», позволяя вашему локтю естественно двигаться вдоль вашей талии. Запястье должно двигаться в завершение бэксвинга в самый последний момент.
Теперь представьте себя, бьющего по мячу, протаскивая ракетку вперед и вверх вашей ладонью. Вы должны испробовать модель Агасси, сохраняя положение ладони, перемещающуюся по линии удара максимально долго.
Для большего количества верхнего вращения, рука перемещается более круто вверх, и вращение руки (предплечья) более энергично. Завершение должно быть плавным и длинным, естественное его положение по окончании завершения - на уровне глаз.
При работе над движением ударной руки, если у Вас есть возможность, снимите это движение, используя цифровую видеокамеру с высокой скоростью диафрагмы 1/1000 секунды или больше.
Снимите дюжину или больше примеров. Вероятно Вы поймаете по крайней мере одну точку контакта между ракеткой и мячом, а также и несколько хороших изображений вашей ударной руки до и после контакта. Это позволит Вам сравнивать ваши фактические положения с анимацией и цифровыми записями, и позволит Вам увидеть непосредственно вращение плеча, вращение руки (предплечья) и ударное движение в целом.
В конце концов, не думайте о включении запястья в удар. Только расслабьтесь, и позвольте самому запястью делать свою работу. Сфокусируйтесь на биомеханике ударного движения и вы преодолеете мифы, насчет использования запястья и научитесь мощному, надежному удару справа.
Источник: www.tennisone.com
Перевод с английского: К. Мужецкая (Томск, СТЦ)